В запале полемики


 

ТЕНИ МОЕГО ГОРОДА

— Читал только рассказы. Описание игры Хипеш-град, Nevermore, Сказки дедушки Вампира (РЕКОМЕНДУЮ!!! Моя любимая!!!), в общем и целом - целая куча рассказов на 5 минут, но с хорошим настроением до вечера. Рекомендую!

— Мне тоже понравились рассказы, но мои любимые - "Ангел-хранитель" и "Жизнь, которой не было". Суперские!

— Благодарен Вам за малую форму. Как глоток из фляги Мэрри Попинс. "Жизнь, которой не было" - соленая горечь моря (жизни?). "Хоанга" - возбуждающий аромат Чуда (детства?). "Давно усталый раб..." - тут мои "рецепторы" дали сбой. Нет слов. Послевкусие во всех случаях приятное :)

Ваши рассказы чрезвычайно емкие, сложные, классные. Что тем не менее не умаляет достоинств крупных полотен. Читал "Шмагию" маленькими глоточками. До-олго. Может бросить работу или уйти в отпуск в обнимку с охапкой Ваших книг? (вопрос риторический)... Буду с нетерпением ждать продолжения. Ведь надо же найти Мускулюсу достойную пару ;)

— "Жизнь, которой не было" — это истрория о счастье, которого не было и не будет. О любви. которой не было и не будет. И о жизни, которой не было и не будет. Если вы поняли лучше чем я, так и скажите)

— Всё-таки "Пасынков" и "Путь меча" пpевзойти тpудно. Хотя _самая_ любимая вещь Олдей для меня — невеликий pассказик "Хоанга".

— "Хоанга"? ... "Мило, мило." :) А как "Я возьму сам" - "показался"?

— Вполне себе хоpошо — стихи там замечательные.

— Тогда непонятно, почему "Хоанга" милей всего прочего. Любовь большого человека к миниатюре? И хокку вот... :)

— Есть пpедложение нагpадить Г. Л. Олди оpденом пyшистости за рассказ "Хоанга". Пpосто нет слов... Это я не могy выpазить словами достаточно точно, что хочy пеpедать. Волшебно... Замечательно... Солнечно и pадостно, немного гpyстно. Есть пpедложение, нет возpажений :) Я пpедлагаю этy почетнyю миссию возложить на магистpов. Hе пpостых львов это дело, нагpаждать оpденами пyшистости... такое пpаво заслyжить еще надо.

Сегодня, 7 февpаля, за изyмительный pассказ "Хоанга" оpденом "За Пyшистость" пеpвой степени нагpаждается писатель Генpи Лайон Олди.

— Из Олдей я читал только "Хоангу" :)

— А напрасно. Хоанга — чудо, как хорша, но это не всё, что у них есть хорошего :-)

— Это низзя... Маловато будет. Мне, кста, этот рассказик не показался. Сусальный.

— Встречал очень пронзительные короткие рассказы у Г.Л.Олди, например "Хоанга", "Жизнь которой не было".

— А у меня знакомство с Олдями началось с маленького рассказика "Хоанга"... Недели две ходила под впечатлением.

— Мне Очень понравился рассказ Г.Л. Олди "Хоанга". В нем нет не превращений мага в демона , ни вампиров, только доверие природы к человеку, и человека к тигру. Понимаю авторов, об этот очень трудно писать. но такой мир светлее.

— "Тени моего города" — Очень интересный цикл рассказов, стиль которых совсем отличается от всего того, что я пока что прочёл у Олди. И наверное, это моя первая встреча с магическим реализмом. Будем считать, что она удалась)

"Хоанга" — Сказка о том, как в городе появилось настоящее счастье. Жалко, что длилось оно недолго, уйдя вместе со своим носителем, тигрицей Хоангой...

"Давно, усталый раб..." — Не зря Олди упомянули книгу Желязны в этом рассказе. Мне чем-то очень напомнило "Творец снов" Роджера, в которой также присутствует психиатр, который подчиняется психозу. Только вот здесь это, похоже. никакой не психоз, и доктор попадает в место, о котором он давно мечтал. Пусть невероятно странное и гротескное.

"Восстань, Лазарь!" — Один из самых интересных и сильных рассказов цикла. Здесь говорится о людских чувствах, любви. преданности, ревности, дружбе, которые в наше время можно "уничтожить" и даже заложить. И конечно,о месяце надежд -апреле:)

— У Олди нет недостойных книг. Просто, как говорит один мой товарищ - его книги *не для всех*. Прочитал в последней их книге - *Ваш Выход* рассказ под названием *Давно, усталый раб, замыслил я побег*. ТАК понравилось что через пару дней не удержался и прочитал еще раз. Супер штука. До сих пор отойти не могу. Вещь просто нереально сильная. Я наверное не удержусь и еще раз прочитаю. Очень сильно написано.

— Действительно здорово! Отдельное спасибо Олди за "Пацана Хайяма" - это было просто замечательно!

— Не буду я сегодня писать как трепетно и бесконечно нежно люблю ВАС:)) потому как вы это читаете каждый божий день:) но вот случилось мне недавно купить "Ваш выход". не поверите, но радовалась каким-то щенячим восторгом...... ну что же.... удобно села в кресло, натянула плед, взяла кружку чая....раскрыла книжку...и как будто по голове ударили..... сначала думала что ошиблась....мож другой автор.... да быть такого не может...... это было похоже на какой-то очередной карманный детективчик... привкус от первого рассказа остался такой неприятный..... такой сжимающий.... сидела и переваривала..... долго. и решила пойти сюда..... а здесь...тока положительные мнения. странно, может я чего не поняла? может надо прочитать все? но почему-то совсем не тянет... все время не оставляло чувство дежа-вю....грустно.... я попробую еще раз. пока спасибо говорить не буду...

Вы не обижайтесь на меня.....конечно я хотела бы написать как безумно мне понравилось....но это правда...что -то не то..... простите...

— Товарищи!!!! По-моему, Олди растет!!! И это очень хорошо подтверждает как и "Ваш выход" так и "Безумный раб", как впрочем и весь этот сборник!!!

— "Хоанга" — Эта зарисовка возвращает детскую остроту ощущений, способность ожидать чего-то волнующе-чудесного, и веру в чудо, которое обязательно настанет.

— — Счастье… Я прочитал сейчас рассказ Олди “Хоанга” – прочитайте его и вы. Пусть и с вами пребудет Хоанга! ;)

Пасынки, Жизнь которой не было, Хоанга, Давно, усталый раб...

Путеврдным маяком светил мне во тьме этой искусственно нагнетающей депрессию и мрак вещи Алекс Кош. Спасибо тебе, Алекс! Я совсем по-другому стала к Вам относиться! Честно.Если б вчера Вас не читала, сегодня б часа два депрессухой маялась. Если в первой вещи Олди ещё есть сюжет, то остальные можно отнести скорее к мистике или творчеству... этого самого доктора и его пациентов. Понятно, что это искусственно создано, дабы продемонстрировать профессионализм. Удалось.

Но всё это уже было, было... у Бунина,Набокова, Селинджера, ещё каких-то печатавшихся в Иностранке авторов. Содержания нет, а форма...профессиональна. Вот только создать бред сумасшедшего проще, чем светлую вещь - в итоге Хоанга просто излучает депрессуху. Тяжело, отвратительно - причём не в смысле плохо, а в смысле искусственного создания этой самой отвратительности - преуспели, профессионалы.

Пасынки - ну так, единственно, что могу сказать, что неумеренное употребление инверсии и диалектных слов ни в коей мере не есть признак хорошей литературы. Если мне захочется польского или украинского колорита, то лучше почитаю Гоголя или Сенкевича в дореволюционном переводе. Будут там и панове и шляхтичи...и к прошлым векам ближе.

К тому же заинтересовал меня вопрос: "Спасибо" по-польски также звучит? Оправданы ли размышления о том, что изначально это слово значило? Смутность религиозных представлений и очередная попытка впихнуть реинкарнацию в некое подобие христианской пусть и ереси пытается маскироваться невнятностью образов и опять-таки усиленной перестановкой слов. Грустно.Оно же без т и вместо р-н . Профессионализм безусловно виден, но по мне так лучше юношеский драйв Коша, чем такой профессионализм. У Коша сей отзыв продублирую. Правда, теперь мне Патруль прям как луч света - радостный он.

— После Олдей и депрессуха? Ох, сочувствую. Видать, либо уж такие особенности вашего восприятия, либо по-настоящему депрессивных вещей вам на глаза попросту не попадалось. Обычно после Олдей у меня воодушевление и прилив оптимизма. Разве что "Нам здесь жить" прессануло когда-то. Хотите чего-нибудь веселого и искрометного, переполненного оптимизмом - попробуйте "Шутиху" почитать или "Шмагию"... хотя...

— Нет, ничего советовать не буду. Не ваше это, наверное. Лучше читайте Коша.

— А они всё таким "гоголевским" языком пишут? Или по-русски тоже умеют?

— Знаете, я не спец по "гоголевскому" языку. И вообще не спец по языку. Я просто читаю и при этом исключительно по-русски. Мне нравится все, что написано этими авторами. Так что, наверное, повторюсь: не грузите себя тем, что вам не по душе. Читайте лучше Коша.

— Гоголь писал по-русски. Всю свою сознательную жизнь Гоголь писал по-русски. Не существует "дореволюционных переводов", как вы изволили выразиться.

— Надеюсь, это была просто оговорка и вам все-таки известно, что Гоголь по праву считается великим русским писателем. И примерно к половине его наиболее известных творений "шляхтичей" вообще никаким боком не приставить.

Кстати, не думаю, что сами Олди сочли бы сравнение с Гоголем как антикомплимент.

— А Гоголь неплохо писал. Вот только подражать ему надо умеючи. И времени утекло полтора века. Так что стиль его теперь, как стихи Ломоносова. Я, собственно, услышала оды Олди и купилась:(

— Гоголевским языком они с соавторами, написали цикл рассказов - эдакая попытка подвести итоги минувшего века. Просто вычурная стилистика - это бывает чаще :) В Миссии - стилизация под Китай (без перегибов, лёгонькая), в Ноперапоне - под Японию (вообще - еле намечена), в индийском цикле, соответственно... ;) А Приюту - до Шмагии, всё же, в стилистическом смысле - далеко. Тут всё, как-то, проще что ли.

— Повторюсь. Не думаю, что сами Олди сочли бы сравнение с Гоголем как антикомплимент. Но они наверняка недоуменно пожали бы плечами, если бы им кто-то сказал, что они "Гоголю подражают". Да еще и "неумеючи". Дальнейшие комментарии тут уже излишни.

— ну, для меня Олди - не те авторы, что пишут хуже или лучше: только иначе... оценка идет исключительно по ближе (лично мне) - дальше...

Но Беседа всегда интересна. И - кстати о предыдущих моих "наездах" - равноправна. То есть, это лично ты понимаешь, что сидишь и беседуешь с интереснейшим человеком, у которого есть, что послушать и чему... поучиться?

— О, нашел еще хорошую цитату:

"Покой. Безмятежность. Доктор любил вечера в пансионате. Они были созвучны его состоянию, как доминантсептаккорд в гармоническом ля-миноре. Суета напилась транквилизаторов, спешка дремлет, торопливость скончалась, не оставив наследников." Г.Л. Олди - Давно, усталый раб, замыслил я побег

Книжку тогда отложил - и полтора часа подбирал эту музыку. Временами повеяло, когда еще не было хорошо темперированных клавиров и каждая тональность имела неповторимую окраску...

Стихи я тоже не очень... Но иногда попадает в "яблочко". Как у Звягинцева "В пути" Гумилева очень хорошо вплетено было. Олди в основном Ладыженского стихи используют, свои то бишь. Но они не для красоты, а важны в контексте.

...А хокку у них обычно размера не правильного. :-)

— сегодня ехала в метро, чиала Олди "Давно, усталый раб, замыслил я побег...", и думала - как же все вокруг шуршат и булькают (с). Сколько лишней информации, как все давит... Реклама, люди, разговоры, просто шум.

...надо купить наушники для стрельбы и ездить в них

— Я на днях прочитал свежую повесть Олдей "Давно, усталый раб...", от которой меня просто физически крутило, мотало, и вообще "что-то хорошее происходило" ;)) В связи с тем, что в инете еЈ нету, я еЈ посканил и выложил к себе на сайт...

— Очень нравится рассказ "Давно, усталый раб, замыслил я побег"...Особенно зацепил разговор с "пациентом", который не читает, а "нюхает" слова...

— 4 замечательных рассказа Г.Л.Олди, составляющих цикл "Тени моего города". Букв довольно много, но они стоят того, чтобы быть прочитанными. "Давно, усталый раб..." — must read, шедевральное произведение.

— Открыла все ссылки, вырубила инет чтоб не мешали и затянуло по самые пятки. Это нечто, спасибо.

— Давно, усталый раб, замыслил я побег...

В ответ! Нашел эту штуку у Олдей, среди их новых вещей. Вот.

Блин, а текст обалденный. Фирменный текст Олдей, даром что небольшой рассказ.

— "Давно, усталый раб..." — великолепный образец мастерского укладывания узора слов, порождающего что-то удивительное внутри читающего...

— Г.Л. Олди "Восстань, Лазарь". Первый же рассказ не вписывается в схему контакта. Или Олдям изменил вкус или его планка у них настолько высока, что для меня недостижима. Рассказ производит впечатление пустышки, причём в отличие от других произведений Олди на удивление некрасивой. Как будто текст был написан второпях или мимоходом. Иначе просто невозможно понять происхождение странных явных грубых нестыковок. Персонажи блёклые, нетипично не по-олдёвски неяркие. Хотя возможно они инопланетяне, потому и выглядят картонными фигурками, а не живыми людьми. Единственный интересный персонаж находится как бы за рамками событий рассказа, его роль не раскрыта... Удивлён, разочарован... Возможно, в текст заложены мысли, аналогии и образы, которые я просто не способен понять своим куцым алгоритмизированным программистским мозгом.

— Пожалуй, в ноябрьском "Если" только Олди - рассказ "Восстань, Лазарь!" — написали нечто изящное, хотя тоже не шедевр.

— Я бы даже не стал говорить об изяществе: сюжету лет сто, и он давно и хорошо разработан. Олди не предложили ни нового, ни интересного. Вторично, как будто картон жуешь.

— "Восстань, Лазарь": понравилась фраза "Обращаться к грузчикам "на вы" не всякий умеет". Все время чтения не покидала мысль, что мальчик тоже "из этих", может так и было задумано? Да и просто прикольно - смеялся. Очень легкий рассказ.

— Восстань, Лазарь - стоит прочитать только потому что это - ОЛДИ. Уважаю и люблю этот творческий тандем. Всегда что-нибудь интересное.

— "Вот вы спрашиваете - как вы, Олди, успеваете так много писать? А мы отвечаем, дескать, не сидим в сети, и не выдаём блоги "Съел сливу. Много думал".

Это было нечто вроде эпиграфа из статьи Олдей о десяти соблазнах начинающего автора. Вот только иногда мне кажется, что лучше написать про сливу, чем ту фигню, что они выдали в этом рассказе. Забавно, но факт - те четыре слова заставляют их обдумывать, фантазировать, представлять, воображать. А рассказ "Восстань, Лазарь!"... Собственно, идея - человек попросил восстановить ушедшую любовь, сделали, решил её продать, отшили, захотел убить, то ли отшили, то ли сделали. И в чём смысл? Очередная зарисовка на тему "Давайте радоваться нашему миру, он круче всех остальных"? Это скорее к Васильеву, он любит такие вещи генерировать и портить таким образом свои произведения. Я не понял идеи рассказа, я не понял, что хотели авторы им сказать. Может быть, меня кто-то просветит?

Хотя словечко "бутуз" классно подобрано, очень мастерски одним словом описан персонаж. Это плюс.

— "Восстань, Лазарь!" — класс. Как-то сразу почувствовалось - вот он, Очкарик, внутри.... а вот Мясник сидит... портвешок трескает... а вот тут - Степа, а там - Гицель... Все внутри. Кроме Таньки и Глеба. Интересная какая вещь...

— "Тени моего города" — Интересный цикл-Мышление. Особенно впечатлил рассказ "Восстань, Лазарь!", где никчёмность "продажных" чувств возведена в абсолют.

— "Восстань, Лазарь!" — Олди, великие творцы надежды, напоминают нам, что впереди - апрель. Каким бы сумасшедшим этот месяц не был.

— Рассказ "Восстань, Лазарь!" очень понравился. Олди решили сотворить ещё что-то в духе "Манюнчикова"... и передать, частично - с юмором, частично - всерьёз - то, что было квинтэссенцией нашей жизни и в 90-е (когда писался "Манюнчиков"), и, в общем-то, сейчас (невзирая на все эконимические + политические пертурбации и т.д.): обычную повседневную рутину, которая в общем-то и есть - жизнь... Бабушки на скамейке, тополиный пух на асфальте... А на фоне этого происходит такая же тихая, на первый взгляд неприметная, хотя, по сути дела, и серьёзнейшая, душевная драма. Мораль же рассказа, как я понимаю, в том, что каждый из нас - так или иначе Лазарь. И нужно, чтобы жизнь хорошо тряхнула - тогда восстанешь ото сна...

— Генри Лайон Олди "Восстань, Лазарь"

Рассказ очень понравился. Олди решили сотворить ещё что-то в духе "Манюнчикова"... и передать, частично - с юмором, частично - всерьёз - то, что было квинтэссенцией нашей жизни и в 90-е (когда писался "Манюнчиков"), и, в общем-то, сейчас (невзирая на все эконимические + политические пертурбации и т.д.): обычную повседневную рутину, которая в общем-то и есть - жизнь... Бабушки на скамейке, тополиный пух на асфальте... А на фоне этого происходит такая же тихая, на первый взгляд неприметная, хотя, по сути дела, и серьёзнейшая, душевная драма.

Мораль же рассказа, как я понимаю, в том, что каждый из нас - так или иначе Лазарь. И нужно, чтобы жизнь хорошо тряхнула - тогда восстанешь ото сна...

— Ура! Я наконец добралась! Вообще-то у меня госы на носу, и я обещала себе не покупать эту книгу, пока всё не сдам — знала же... Но не удержалась. И... Какие там госы... Честно говоря, я думала, что сборник повестей и рассказов порадует меня на порядок меньше, чем большие вещи. Однако, как оказалось, жестоко ошиблась. Удовольствие, полученное от прочтения, сравнимо с моими любимыми вещами—"Одиссеем", "Чёрным Баламутом", "Бездной Голодных Глаз"... СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!! Давно не читала ТАКОГО...

— Такую болезнь, как Олдиемания, не грех и подзапустить. Я вот тоже, как только сдам последний экзамен, а до защиты бакалаврской будет еще целых две недели, поеду на ближайшую книжную ярмарку, потом отключу все телефоны, и расквитаюсь за все четыре месяца беспробудной учебы. И первым пунктом моего "черного списка" станет, несомненно, "Ваш выход" - и да здравствует прогрессирующая Олдиемания и Книгомания вообщее!!! :-) А говоря серьезно, если кто-то считает, что это болезнь(Книгомания вообще, и Олдиемания в частности), тогда я лучше побуду как можно более больным. Это лучше, чем быть таким как Все-Эти-Здоровые, которые с абсолютно пустыми глазами ходят по улице.

— "Тени моего города" - мировой катарсис не за горами)))

— Я не люблю грустить. Серьёзно. Не нравится. Но вот странность. Я это поняла после Генри Лайона Олди и его "Жизнь, которой не было". Я как главный герой! "Он всегда улыбался, когда был не в духе. Привычка". Я улыбаюсь. Не оттого что весело, я просто не знаю, как себя вести, когда ты реально не в духе)))

— "На том берегу" — рассказ о любви и о предательстве. О том, что в жизни не всегда удается исправить, а вот после - может быть шанс... Рассказ пронзительный. Поначалу он напоминает безудержный поток разнообразных событий, никак, на первый взгляд, друг с другом не связанных. Но чем ближе к финалу, тем отчетливее проступает логика происходящего. Такой прием - когда сюжет скачет галопом, а упор делается на чувства героя, - удался Олди. Очерченные парой штрихов, Вик и Лика оказываются близки читателю через важное качество текста - читатель отождествляет себя с героями очень сильно. А значит - переживает. Волнуется. Жаждет всем сердцем счастливого финала. Рассказ небольшой, тематически довольно простой. Я бы не сказал, что у него есть недостатки, но всё же - не высшая лига. И Олди, как мне кажется, не так блистают в малой форме, как в своих романах. Потому "8". Но эта "8" Генри Лайона стоит многих "9"-ок" других авторов. После прочтения у меня отчетливо отразилась в голове одна важная для нас всех мысль: может, не стоит дожидаться неизвестно чего, может лучше уже сейчас попытаться что-то исправить в дорогих сердцу отношениях, не "убивать любимых", чтобы самому себе не "выносить потом приговор"?

— Рассказ-эмоция. Любят Олди сложно о простом, нагромоздить, развернуть, закрутить там, где можно одним предложением. Тем удивительней настоящая искренность и трогательность рассказа.

— По дороге купила журнал ЕСЛИ так, почитать. В нем обнаружились два совершенно замечательных рассказа, хотя второй можно назвать повестью, он страниц на 30. Олди "На том берегу" и Паоло Бачигалупи "Помпа номер шесть". Между ними ничего общего, просто две очень хорошие вещи. У Олди весьма своеобразная история на тему загробной жизни, или не жизни, или не загробной... сложно там все, но философия интересная.

— "На том берегу" — изящная вещица. Что-то вроде замысловатой статуэтки, про которую невозможно понять, что она изображает, пока не рассмотришь со всех сторон. Отдаю должное мастерству Олди, но скорее умом, а не сердцем. Эмоционально этот рассказ меня затронул мало (возможно из-за способа подачи), в отличие от, например, "Лодочника".— Генри Лайон ОЛДИ НА ТОМ БЕРЕГУ

При чтении чем-то безусловно зацепило, но спустя полмесяца начисто вылетело из памяти. Т.е. написано сильно, но не совсем для меня.

— Генри Лайон ОЛДИ НА ТОМ БЕРЕГУ

Вообще оставило ощущение, как от сложного, беспокойного, пронзительного сна - пока смотришь, все понимаешь, но проснувшись, быстро теряешь логику увиденного и столь же быстро забываешь.

— «На том берегу» — Чтой-то Олди после Алюмена тянет на мудрствования. Понимаю, заматерели - что хотят то и пишут. Издатели всё смякают. Как же, как же - бренд-с. Какую хрень под их именами не напиши - всё с полок сметут, памятуя прежние заслуги. А мне вот не нравится и всё тут, потому трояк в оценке.

— Вдогонку, про "Русскую фантастику-2009"

Совсем забыл: еще в сборнике есть примечательный текстовый эксперимент Г.Л.Олди, представившего хрестоматийный образец литературщины: рассказ-кадавр, целиком состоящий из красивостей и клише. По сюжету это не то сон, не то бред, не то видения распадающегося сознания, наполненного любовью, страхом и виной. Но написано с единственной целью: продемонстрировать пошлость "изящной" салонной прозы.

— Вам нравятся Олди?

— Насчет Олди могу только осторожно задать встречный вопрос: А Вам? Про свою позицию благоразумно промолчу. Олди — это такое Явление. Ему наше с вами отношение без разницы.

— А мне как-то их книжку подарили про как правильно писать фантастику, все дела. Там же их рассказы. Почитал. Ну, надо чем-то людям заниматься. Все ж лучше сказочные буквы писать, чем героином торговать и детей насиловать.

— Осторожно замечу: у Олди, на мой взгляд, даже не экспериментальные романы с рассказами состоят сплошь из красивостей и клише, с успехом демонстрируя пошлость салонной прозы. Зачем еще спецрассказ писать, непонятно.

— Все мы пошлы по-своему Олди любят театр, а я театр ненавижу. Что ж с того? Это не значит, что кто-то из нас дурак, хотя я и согласен себя таковым признать.

— Это сложный вопрос. С одной стороны, безусловно, литературные предпочтения — это дело вкуса и т.д. С другой, объяснять разницу между Данте и Марининой, только вкусовыми пристрастиями, тоже как-то странно.

— Волнующий и изящный психоделический трип Г.Л. Олди — о распадающемся сознании, переполненном виной и страхом за гибнущую любовь.

— Конечно, Олди, всё-таки мастера. И помрачённую психику умершего человека пишут так, что веришь, будто там именно так и будет. Впрочем, можно ведь и сдаться, уйти в небытие, погаснуть. Рая и ада не будет ни для кого, только чистилище для тех, кто сам выбрал этот путь: оставаться человеком и на том берегу. Рассказ больной и нервный, но концовка, последние четыре строки утишают и сглаживают боль и надрыв. Отдальное спасибо авторам за эти четыре строки.

— «На том берегу» — Это было бы хорошо, если бы было стихом. В прозе этот текст вышел вычурным, а не изящным. Пафосным, а не пронзительным. Банальным, а не нагруженным архетипами. Лично я в отсутствие событий не погрузился в эти эмоциональные сцены, скептически посмотрел со стороны – и только.

Совершенно не понимаю, что меня тут должно было затронуть или удивить.

—"На том берегу" — Никаких впечатлений. Продрался до конца с большим трудом.

— «Жизнь, которой не было» — Нет в этом рассказе ни любви, ни счастья, ни даже настроения. Перед нами вполне осознанная психологическая зарисовка о человеке, который боится жизни. Он сам говорит, что ему приятно завершение всякого дела и ненавистно начало. А ведь начало и есть жизнь. В результате мы, да и он сам, ничего не узнаём о его детстве, учёбе, работе, любви и семейной жизни. Видим только смерть человека с благообразной бородой, ряды сочинений на полке, призы на стене. А как, за что, зачем? — это не интересует героя, да и читателя тоже. Даже любовь приходит к нему как завершение. Не он знакомится с Женевьевой, а она подходит к нему и оказывается у него в постели как будто не в первый раз, и на все его рефлексирующие разговоры (может быть, мы расстанемся, может быть, мы поженимся...) отвечает понимающей улыбкой. Изображать смерть в виде молодой девушки — как это не ново! Тем более, что само имя героини — Женевьева, оказывается значимым. Женевьева означает "удачно рождающая", но для Альбера рождение и есть смерть. Итак, весь рассказ оказывается построен на многократно использованных... не штампах, конечно, а скорей литературных концептах. Иной вопрос, насколько хорошо это сделано. Лично меня навязчивые, словно в плохих стихах рефрены утомили и вызвали чувство неприязни. Поэтому, шесть баллов.

— «На том берегу» — Пустой рассказ. Уже не знают, из чего высосать сюжет. Придумали какую-то ерунду о жизни души после смерти в каком-то калейдоскопическом мире воспоминаний и фантасмагорий. Бредятина.

— «Восстань, Лазарь» — Как говорится, "Устами младенца глаголет истина".

Людям свойственно принимать скоропалительные решения, только вот осознание необратимости последствий этого порой приходят слишком поздно...

Зацепила за живое фраза: "А еще Пан Карпыч всякую фигню берет! Под проценты! У вас фигня есть?" Как это ни прискорбно, для многих НАСТОЯЩИЕ чувства так и остаются фигней... А потом еще удивляемся: "Вот, у меня все есть, а чего-то не хватает".

А когда понимаем, ЧЕГО - хватаемся за голову...

— На сайте "Если" выложен чудесный рассказ Г.Л,Олди из свежего номера, "Семь смертных".

— ...Олди с мини-шедевром про "греховное падение" человечества в их рассказе "Семь смертных"...

— "Семь смертных", Генри Лайон Олди.

Новый штамм гриппа кардинально изменяет жизнь человечества: пандемия приводит к тому, что люди по дням недели страдают ярко выраженным смертным грехом. То есть, в понедельник - у тебя лень, во вторник - гордыня, в среду - чревоугодие et cetera. Специально разработанные приборы-эмокарты не только достоверно детектируют вид отклонения, они ещё позволяют фиксировать его интенсивность. "Потому как у меня по вторникам Г-71%. Гнев, значит. И процент выше Люськиного. Натянуло бы до восьмидесяти пяти, подал бы заявление. На отгулы. Отгулов, ясен пень, не дали бы, пожлобились, зато позволили бы работать на дому. Гнев от 85% социально опасен.". Зато как удобно - "точно знаешь, в какой день чего от себя ждать". Вот только "ничто не вечно под луной"...

Отличный рассказ. Когда Олди не громоздят мегамиры (тот же цикл "Ойкумена"), читать их - одно удовольствие. "Полное Г" и бокс "гнев против алчности" доставили искреннее удовольствие. Кстати, интересно, почему не подбирают супруга по биоритмам: когда у мужа - лень, а у жены - похоть, и наоборот, тяжковато как-то, прямо в анекдот просится. Авторы подняли интересный вопрос: что будет, если наши неблаговидные поступки можно будет свести к чистой физиологии? Это не я убил/украл/изнасиловал - это вот так у меня разряд прошёл по нейронам, вот и справочка есть? Чyдно, 9,5 из 10.

— "Когда Олди не громоздят мегамиры (тот же цикл "Ойкумена"), читать их - одно удовольствие".

Кому как :)

— Ничего рассказец, но... Я понимаю, стилистические завитушки и социальная сатира, по нынешнему убогому времени, - это прямо вершины литмастерства, однако не для Олдей. По моему скромному и ты ды.

Плоскенько. Для Петросяна (того, перестроешного, "рупора эпохи") - ничего, для литературы - ?

— А у меня подозрение, что я не поняла и надо крепко подумать. Ну НЕ МОЖЕТ это быть просто сатира. Концовку надо осмыслить еще.

— У, если "просто подумать", то в сказке про репку можно столько неявных смыслов (или, в терминах Олдей, такую большую смыслу) найти...

Мне всегда восхитительный Руднев вспоминается. Который про Пуха, если чего.

Но я предпочитаю все-таки не настолько имплицитные смыслы.

— Олди в любом случае всегда предполагают обдумывание и поиск смыслов, не лежащих на поверхности.

Сверху - ну, посмеяться: грехи по расписанию. Ну а то, что "отмена" расписания повергла всех в панику: как же я без моих грехов жить буду, на что собственные пакости спишу - это как? И срочно надо придумать, как вернуть всё на место (при том, что "уровень" - надо понимать, интенсивность проявления - будет гораздо выше! Но это не пугает, только бы было!) И никого не интересует: а где ж мои добродетели-то? Что ж каждый день только смертные грехи у меня, с интенсивностью 80%? С горя уж эти грехи в добродетели начинают записывать, чтобы не было так стыдно... И всё это уже совсем не смешно.

Притом, в принципе, зная, что "в этот день у меня жадность", человек мог бы себя контролировать. Но нет - все используют это знание единственно для самооправдания: что ж вы от меня хотите, у меня день такой! И ваще, не грех это, а добродетель. Если в разумных пределах. А кто определяет разумные пределы - другой вопрос. Вы говорите, у меня не в разумных? А я говорю, что да. И значит, ангел я во плоти...

Кстати, исправленный список смертных грехов - вещь реальная, в прошлом году додумались, по-моему. Генную инженерию в смертный грех записали Шок

— Было бы это фантастикой (ой, совсем не туда лезу...) - так я бы ответил. Но на такое не мне отвечать - ну,есть еще, слава любому богу, Евгений Лукин. А так - это, знаете, футурология - жанр довольно хитрый. То есть предописание того, что ясно - будет; а бабушкам начать ахать по поводу падения нравов хочется уже сейчас. Но бабушкам - есть сериалы; нам, читателям фантастики - есть антиутопии; а так - есть футурология. Которая отчасти просто поясняет, что есть вот прямо сейчас, и умным людям от этого страашно..

Абсолютно уверен, что не найду в инете рассказика "Ave, Ромео!" одного футуролога. А речь там шла о том же, отчасти - о доступе к так называемой "психограмме" любимой....

— Ну, причём тут жанры?.. :) то есть они-то причём, НО... Вот смотрите, мне говорят, что у меня нет добродетелей. А я спрашиваю – на основании чего вы это решили? Если добродетель это разум, который определяет, что есть – любовь, похоть, дружба, и инет-флирт. Определяя их дозировку, то эмокарта показывает мне, что я только сосуд для химических реакций. Если я съем один бутерброд – это питание, если два, то это лакомство, и если я съем пять, то, только этот пятый бутерброд и будет грех чревоугодия. Значит, если мой разум контролирует тело - это и есть добродетель? Но в рассказе люди находятся на той стадии, которая позволяет им контролировать своё тело, значит, они осознают грех и могут его не допустить? На мой взгляд, не всё так уж плохо! :)

— Ага, только уже очень давно набор не самых глупых людей задался вопросом, в какой степени ваш разум контролирует сам себя. И придумали - то они, бедные, массу внешних контроллеров, включая, например, любую из религий....

— Нет, ну раде бога, пускай будет Бог! :) пускай будет религия, но моя добродетель, определяет, что и как я делаю. Иначе это воландовский-всеобщий-гипноз. Не важно, какой там на самом деле свежести осетрина. Если я в ощущениях определяю что она свежая, и последней её кусочек отдам нищему на паперти, вместо того чтобы предаться греху чревоугодия - это ведь добродетель? Я ведь могла и съесть его! Но пожертвовала ближнему.

Хорошо, Толик не дал медный бакс ближнему на кладбище. У него жадность. Но ведь он осознавал, что он делает. А значит, мог и преодолеть свою жадность. Если бы не было осознания, тогда бы это и был бы полный контроль, гормонов или что там управляет эмокартой? А если есть осознание, значит, есть преодоление, а это и есть свобода выбора, как я её понимаю. Пускай оно нам внушено, но ведь мы можем действовать в предоставленных нам рамках. Именно действую в этих Рамках, мы определяем грех и добродетель.

— А вот все прочее - оно не определено гормонами - и прочей фигней? Даже и виноватым тут не назовешь, что забавно - делал так, как хотел...

— Так в том-то, по-моему, и дело, что знание это, "эмокарты" свои, они использовали не для контроля, а исключительно для самооправдания: что ж вы хотите, у меня день такой! И ваще, не грех это, а добродетель. Если в разумных пределах. А кто определяет разумные пределы - другой вопрос. Вы говорите, у меня не в разумных? А я говорю, что да. И значит, ангел я во плоти... С одной стороны, вроде смешно: грехи по расписанию. Ну а то, что "отмена" расписания повергла всех в панику: как же я без моих грехов жить буду, на что собственные пакости спишу -это как? И срочно надо придумать, как вернуть всё на место (при том, что "уровень" - надо понимать, интенсивность проявления - будет гораздо выше! Но это не пугает, только бы было!) И никого не интересует: а где ж мои добродетели-то? Что ж каждый день только смертные грехи у меня, с интенсивностью 80%? Только и остается, что эти грехи в добродетели записывать, чтобы не было так стыдно...

— Я после прочтения «СС» в истерическом веселье! Человека застукали на брачном ложе, в уборной, за прожовыванием завтрака и говорят: «Гражданин, вы греховны! От недр селезёнки до корней зубов, вас сожрал духовный кариес! У вас не одной добродетели! Вас ждёт Геенна огненная!». И хоть бы кто-нибудь встрепенулся. Попытался опровергнуть. Нет. У нас пандемия Свинухи по всей планете! У нас террористы за углом! У нас маньяки под кроватью! Какое вам дело до моих грехов? Я не я, и хата не моя. Люди, так нельзя! Если не Рай, то давайте хотя бы Чистилище себе отвоюем!

А вот у меня возник вопрос: можно ли обсуждать добродетель в пределах истины? Я хочу сказать, что Истине вообще нет дела до понятий добродетели. У неё есть план, и она гнет свою линию. Понятия добра и зла определяет только разум, и то разум, который усвоил эти понятия в определённой культурной среде. Может быть, грехопадение это и есть как раз принятие той личностной условности, которая отделяет индивида от Истинны? Что есть Добро, что есть Зло определяю лично Я, и несу за это принятие ответственность? Сначала я признаю свою условность существования, а уже после этого пытаюсь постичь Истину и присоединить себя к Абсолюту? Отсюда и Путь добродетели?

— Во многом верно. Правда, обычно, видимо в силу греховности, люди для начала стараются это применить к Богу. (Ну, тут - с большой буквы). Типа, а если всемогущ и всеблаг, то чего же выходит? Толком не вытянула ни одна религия (из канонических). Не знаю. Право, данный вопрос хорошо разобран на любом, наверное, елигиозном форуме - и нам тут не фиг, там же авторитеты в этой области.... Правда, они с трудом говорят о том, как все же совмещать в себе оба стремления - к всемогуществу и всеблагости. Ну, не знаю.

— А вот у меня подозрение, что мы о разном. То есть на одно и то же с разных сторон смотрим. Вы говорите:

Цитата: Человека застукали ... за прожовыванием завтрака и говорят: «Гражданин, вы греховны!... ».

А я говорю: человеку говорят: "Вы греховны по уши!" - а он на это: "Да вы чего? Это я завтрак жую (и неважно, что уже третью кастрюлю)! Какое вам дело до моих грехов?" И хоть бы кто-нибудь встрепенулся, посмотрел бы на себя в зеркало и сказал бы: грешен аз, стыд-то какой! Нет, все довольны и даже гордятся :((( Было бы чем... Кастрюля с завтраком - мелочи, а вот всё остальное...

— "Семь смертных" — а действительно, что такое добродетель? Список смертных грехов - есть. А список высших добродетелей? Действительно уже все идет к тому, что добродетелью станут называть грех "умеренного" проявления (процентов до 30 :0). Как в анекдоте "а мог бы и полоснуть". Олди как всегда актуальны. Процесс подгонки моральных норм под реалии жизни (хотя по идее именно мораль и должна задавать рамки поведения личности, а не наоборот) виден уже сейчас. Если я не ошибаюсь инициативы пересмотреть список смертных грехов Ватикан выдвигает уже давно. Где-то читал, что к ним уже отнесли "отрицание холокоста" и "уклонение от уплаты налогов".

— Да, Ватикан такой – признаёт свои Ошибки! Кается! Мол, сожгли Бруно, и ещё несколько тысяч женщин, мужчин положили за дела Христовы. Но мы же чисто из благих побуждений. dry.gif Нет, вот просто как можно во что-то верить, если ты видишь, что сама ВЕРА это только повод для определения политкорректности??? Я тут как раз на днях слушала «Божественную комедию», так там описаны друзья-однополчане поближе к Раю и враги подальше к Аду. Вот кто опять определяет что: «Наше дело правое»? p.s. кстати, очень поразило то место где Данте дал слово одному грешнику облегчить его страдания. А потом когда выслушал его исповедь, решил что раз он в Аду, то может этого и не делать. И преспокойно нарушил слово. Ушёл! Вот вам и любовь к ближнему. А как же заповедь Христа о прощении? А никак! В Аду жить по волче выть… вот вам и первая заповедь, восходящего к добродетели!

— Высшие добродетели это Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. Ах да. Ещё. Если Любовь звучит как ЛЮБОВЬ, то это страсть. А страсть вообще-то считается грехом.

— Вот-вот. Попробуй отделить Любовь чистую от греховной, веру от идолопоклонничества (вспомните количество сект и течений в христианстве), а надежда - вообще не добродетель. Так что самая высшая добродетель - мать их, это Софья :0)

— Насколько я понимаю, отделяются они по критерию являются ли эти добродетели эмоциональным состоянием в которое погружен или являются страстями которыми одержим. Те направлением в котором изливается это эмоциональное состояние, вовне или внутрь. Т.е. Либо человек действует в направлении увеличения в мире добродетели, либо использует эмоциональное состояние как наркотик и стремится к увеличению его концентрации в себе.

Мне кажется интересной довольно ортодоксальная точка зрения на одержимость в буквальном смысле. Т.е. попадание под влияние какого-то из злых духов. При этом человек может как подчинятся навязанному из вне эмоциональному влиянию, так и игнорировать его. Мне странно считать грехом сами по себе испытываемые переживания, эмоциональное состояние. А вот поступки совершаемые под воздействием «грешного» состояния, думаю гут оказаться грехами. Тут получается «замкнутый круг» чем больше руководствоваться своим эмоциональным состоянием в своих поступках, тем сильнее обуревают эмоции.

Относительно классификации Данте, я не слишком понимаю, что именно он здесь подразумевает под термином «любовь». Любовь в смысле влечения к чему-либо? В этом смысле, пожалуй, можно все семь грехов описать. Хотя действительно гордыню, зависть и гнев так описать труднее, чем похоть или чревоугодие. Но если понимать любовь как эмоциональное состояние, то все они от любви далеки, и я не уверен что от гнева к любви перейти сложнее чем от жадности.

— Но, по сути, в «СС» герои именно этим и занимаются. Они ощущают грех в том, что с ними происходит, а не в том, что они делают. Они ведь могут и не делать того чего им хочется. Это трудно, но ведь чаще всего им это удается! Ведь Толик не каждый раз бил же жену!.. Поэтому я и говорю, что если я что-то ощущаю, но не поддаюсь этому, то это ещё не есть грех. То есть ощущать тоже плохо, но ведь разум осознаёт то, что так поступать нельзя и поэтому это не совсем грех. Грех то, если я совершу, то, что есть грех - осознано. Я так понимаю.

— Ну да. В рассказе упоминается о том, что процентное соотношение (не понял только чего к чему) со временем может меняться. Да и разные они у разных людей. Т.е. одни люди сильнее сопротивляются, а другие слабее.

Понятно, что плохо, любое принуждение воспринимается всяко как не добро. Ортодоксальная точка зрения мне интересна тем, что собственное эмоциональное состояние воспринимается как нечто внешнее, наведенное из вне. Реальное существование злых духов, вопрос спорный, а вот само по себе наблюдение интересно. Если не ошибаюсь в психиатрии принято такого рода иррациональные состояния списывать на влияние подсознания или чего-то в этом роде. Сознание при этом может как осознавать чуждое влияние, так и тонуть в эмоциях, утрачивая способность к критическому восприятию реальности. Что ни есть хорошо. Буддисты, насколько я понимаю именно в эмоциях видят ту силу, что искажает реальность. Т.е. грехом думаю, является не критическое принятие реальности искаженной греховной эмоцией. Т.е. человек попадает в реальность гнева или реальность похоти. И если эта реальность ему нравится, то он в ней и остаётся. Видимо по этому такие реальности называются грехом. Если использовать образы из «Гарпии» то психономы таких людей малопривлекательны.

— А те добродетели, которые Вы описывали выше: «Любовь, Вера, Надежда и Мудрость» разве не наведены с из вне? И если они того же свойства что и грехи, то почему они благость?

— Если наведены, то думаю не благость. Благость если они присущи самому человеку. Мессию я читал давно, но насколько я помню описание состояния просветления там, на мой взгляд, похоже на сочетание этих состояний.

— Вот чего-чего а попыток борьбы с "грехом" т.е. наведенным извне эмоциональным состоянием я там и не заметил. Скорее герои пользуются этими эмотаблицами для оправдания своего несопротивления этому греху, то есть полностью отдаются в его власть. Какие уж тут добродетели...

— Думаю, они в основном приспосабливаются. Так ГГ. очевидно не любит выносить мусор, но даже в состоянии гордыни может убедить себя, что такое прозаическое действо как вынос мусора может послужить возвеличиванию его сиятельного Я. Возможно поэтому Анатолия так пугает перспектива остаться без эмоциклов – налаженная жизнь рушится. Так он хотя бы знает чего от себя ждать, каким образом исказится его реальность. Он готов к этому, да и в случае чего может оправдаться форс-мажором.

— Не факт. Единственный раз когда герой выносит мусор - это как раз после сбоя эмоциклов, он и сам очень удивляется своей покладистости. Подозреваю, что в дни гордыни и лени он к мусорному ведру не прикасался. Хотя процент гордыни у него не слишком-то высок, поэтому возможно он и занимался домашними делами, но только после неслабого скандала. Хотя тут, конечно, не все понятно. В описаный день "гнева" ГГ конечно ругается, но в основном про себя. И вот фиг поймешь - толи он успешно гнев смиряет, толи процента просто недостаточно для того чтобы перейти к рукоприкладству.

— Ну, процент гнева у него не слабый – 71. Латомба с 76-ю боксирует. И что характерно, жена в его «день гнева» о выносе мусора даже не упоминает. А вот при его гордыне свободно, значит видимо шансы есть. Хотя с другой стороны у неё-то гнев, и, похоже, мусор он обычно в этот день выносит. После скандала конечно.

— Возможно, Вы и правы. Но вопрос то не в этом. Мне очень интересно как в эту систему вписываются добродетели. А они должны существовать. Ну ладно, забудем про пары-антагонисты вроде гнев-милосердие, гордыня-смирение, жадность-щедрость. Но вот в остальные-то дни как? Гордость или та же похоть не помешают подать нищему или помочь бабушке перейти через дорогу. Или помешают? Вариант первый - человек все же творит добро, но привязывает это к своему греху вроде "Я настолько велик, могуч и успешен, что мне ничего не стоит кинуть пару монет этому неудачнику. Или могу даже полтиник пожертвовать - пусть все видят как я Велик и завидуют". Причем исходная посылка - именно добрый порыв души, а привязка к греху для самоуспокоения. Вариант второй - человек настолько зациклен на этой системе грехов, что не воспринимает ничего вокруг. И максимум возможной добродетели - это борьба с текущим эмосостоянием. На все остальное сил просто не остается. Это можно описать как "монетку тебе подать, мразь? Да ты должен быть просто счаслив, что такой Великий и Могучий Я снизошел до того, чтобы обратить на тебя внимание".

— Думаю, сложность с добродетелями заключается в трудности их идентификации. Эмоциональные состояния подобны опыту, в отличие от знания. Сложно опознать состояние, получив о нём информацию, а вот пережив это состояние опознать его, не составит труда. Люди в рассказе отлично научены семи смертным грехам, так что странность (примесь зависти) сразу же насторожила Анатолия. А вот такого же опыта добродетели у него нет.

— Шедеврально... :)...

— Я после прочтения «СС» в истерическом веселье! Человека застукали на брачном ложе, в уборной, за прожовыванием завтрака и говорят: «Гражданин, вы греховны! От недр селезёнки до корней зубов, вас сожрал духовный кариес! У вас не одной добродетели! Вас ждёт Геенна огненная!».

И хоть бы кто-нибудь встрепенулся. Попытался опровергнуть. Нет. У нас пандемия Свинухи по всей планете! У нас террористы за углом! У нас маньяки под кроватью! Какое вам дело до моих грехов? Я не я, и хата не моя.

Люди, так нельзя! Если не Рай, то давайте хотя бы Чистилище себе отвоюем!

— Либо грехтак сказать "легализуют" (о чём собственно рассказ), либо с ним борются (что очень ярко показано в фильме "Семь"). Конечно те кто умнее смотрят глубже, идя к источникам наших желаний - ну так ни один психолог или оккультист никогда никого всерьёз не назовёт грешником, отрицая само понятие греха.

— Ну, рассказ не только и скорей не о том чтобы легализовать грехи. А о том, что люди вообще не отдают себе отчет, что делают что-то не так по жизни. Они живут на каком-то автоматическом режиме. Нет осознанности своих действий. Хочу так – и делаю так. А почему захотелось? Зачем делаю? Таких вопросов и не возникает! На мой взгляд это главный грех описанный в этом рассказе!

— Идея рассказа хороша - каждый день человеком овладевает один из семи грехов - гордыня, похоть или, например обжорство. Но столь красивая придумка заканчивается всего лишь осуждением фармацевтики. И хотя чувствуется мастерская рука "Семь смертных" рассказ совершенно проходной.

— Олди откровенно разочаровали: избитая тема Семи Смертных Грехов...

Скучно неимоверно было читать...

А ведь обычно Олди меня радуют.

Но не здесь.

Обычная бытовщина с приспособленцами: сюжет просчитывается до самого конца... никаких оригинальных ходов.

Впрочем если, конечно, хорошо известна тема и много прочитано до этого об этом.

— Самое интересное, что я с тобой совершенно согласен! И тема избитая, и оригинальных ходов нет (если не считать "расписания" грехов по дням недели). Но КАК это написано! Всё же более вкусного языка, чем у Олдей, я не знаю. Так что моя оценка не столько за содержание, сколько за виртуозность исполнения.

— Генри Лайон ОЛДИ "СЕМЬ СМЕРТНЫХ"

А вот Олди порадовали! Просто восторг! Понравилось настолько, что даже прочитал ещё раз - жене :-)

Пока что кандидат на первое место.

— Очень понравился рассказ!

— В августовском журнале "Если" рассказ Генри Лайона Олди "Семь смертных" как раз про мир, в котором люди предаются смертным грехам по расписанию (эмокарте).

— круто

— Нет, наверное это у меня что-то с настроением. Третий рассказа из семи произведений не понравился. Хм, семь...

Генри Лайон Олди. Семь смертных

Если бы мне предложили, а не навязали, сольное или коллективное исполнение каждого из семи смертных грехов по расписанию - я бы отказался. А если бы без вариантов, как в произведении, умер бы от скуки. Все всё про всех знают, всегда можно в нужном месте блок поставить. Или, если что, просто спросить, как ГГ у нищего поинтересовался насчёт жадности. Недаром у писателя нищий плюнул в ответ...

Читать про такую ситуацию было не менее скучно.




Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.


 
Наклейки со своим логотипом - заказать в Москве.